Категории
"ИМЯ ДОСТОЙНОЕ ПАМЯТИ"
История одного портрета «Имя достойное памяти»
к 480-летию со дня рождения Василя Тяпинского (На экране демонстритуется Слайд 1 с изображением Василя Тяпинского) ЧТЕЦ: Шелест книжных страниц Нам сопутствует в жизни повсюду, От бурлящих столиц До поселка у тихой запруды, От горячих низин До просторов Полярного круга, От кудрей до седин, Книга - нет у нас лучшего друга. 1 ВЕД: Добрый день вам, участники нашей сегодняшней встречи! В 2020 году исполняется 480 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Василя Тяпинского, с именем которого связано книгопечатание на белорусских землях. И мы предлагаем вашему вниманию историю одного портрета «Имя достойное памяти». 2 ВЕД: Книга является важнейшим средством образования и воспитания. Благодаря книге мы можем переноситься в разные времена и эпохи, во все концы земного шара, чтобы наблюдать, изучать, понимать себе подобных, всё живое и неживое, постигать истину, овладевать знаниями. 1 ВЕД: В книгах мы видим наших друзей, которые открывают нам много истин, поддерживают нас в превратностях судьбы - ободряют в печали, залечивают наши душевные раны, спасая от одиночества... 2 ВЕД: В наш век высоких технологий и инноваций книга, к сожалению, стала не такой частой гостьей в семьях, как раньше. Все зависит, конечно, от каждого человека. Есть те, кто и сегодня отдает предпочтение книге в бумажном ее варианте, нежели электронному аналогу. 1 ВЕД: В настоящее время существует огромный выбор для любителей чтения, причем книги предлагаются различных жанров и на любой вкус. А много лет назад книга была не просто редкостью, ее совсем не было в привычном для нас виде. Сегодняшним детям, наверное, и представить такое сложно… 2 ВЕД: На земле белорусской немало памятных мест, связанных с начальным периодом истории отечественного книжного дела. Полоцк, Мстиславль, Несвиж, Клецк, Заславль, Лепель... Города эти живо напоминают нам о замечательных деятелях нашей культуры Франциске Скорине, Петре Мстиславце, Симоне Будном. 1 ВЕД: Сегодня всем без исключения известно имя Франциска Скорины, человека, подарившего белорусской земле первую книгу более пяти веков тому назад. Именно со скориновской Библии начался отсчет книгопечатания в Беларуси. ЧТЕЦ: Стареют книги... Нет, не переплет, Не тронутые плесенью страницы, А то, что там, за буквами, живет И никому уж больше не приснится. Остановило время свой полет, Иссохла старых сказок медуница, И до конца никто уж не поймет, Что озаряло наших предков лица. Но мы должны спускаться в этот мир, Как водолазы в сумрак Атлантиды,— Былых веков надежды и обиды Не только стертый начисто пунктир: Века в своей развернутой поэме Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме. 2 ВЕД: И еще одно имя вписано золотыми буквами в историю белорусского книгопечатания. И это имя принадлежит нашему земляку Василю Тяпинскому. Кто же он, человек, слава про которого не только дошла до наших дней, но и стала вдохновением, путеводной звездой? 1 ВЕД: Род Тяпинских упоминается в актах Великого княжества Литовского только в 16 веке как близкородственный с родом Слушек. В то время представители рода Слушек занимали важные посты в государстве, участвовали в собраниях и крупных войнах. Титул Слушки вместе с земельной собственностью получили еще при Витовте. 2 ВЕД: Судя по сохранившимся документам, историки свидетельствуют, что первое упоминание о Тяпино в письменных источниках датируется приблизительно 1547 годом, когда были изготовлены дубликаты утерянных при пожаре документов на собственность в местечке Тяпино. 1 ВЕД: Один из предков Василя Тяпинского – Амельян Слушка – владел местечком. От двух его сыновей – Григория и Ивана получили начало две родственные ветви – Слушки и Тяпинские соответственно, а имя Амельян стало фамилией Амельянович для потомков. 2 ВЕД: О сыновьях же Ивана Амельяновича – Николае (отце Василя Тяпинского) и Матее Тяпинских впервые идет речь в документальных сведениях Великого княжества Литовского в 1528 году, где отражены основные сведения о собственности шляхты. 1 ВЕД: Точная дата рождения Василя Тяпинского неизвестна. Различные источники утверждают по-разному, но год рождения нашего земляка-книгопечатника определен как 1540. Документальных подтверждений нет, но именно с этой даты и ведется отсчет потомками жизненного пути видного культурного деятеля. И в этом году отмечаться 480-я годовщина со дня его рождения. 2 ВЕД: Существуют разные мнения о месте проживания Василя Тяпинского, но имение Тяпино, которое уже не раз упоминалось в исторических документах, находилось и сейчас находится (сейчас деревня Тяпино в Проземлянском сельском Совете) на Чашниччине. В Российской Федерации также есть несколько деревень с таким названием, но, по словам историков, родина знаменитого просветителя с мировым именем – наша деревня Тяпино. 1 ВЕД: Мало что известно о жизни Василя Тяпинского из документальных письменных источников, но имеющиеся сведения дают нам информацию о происхождении и родственных отношениях нашего земляка. 2 ВЕД: Жена Василя Тяпинского, София Даниловна, принадлежала к семейству князей Жижемских. Имели Василь и его жена родовое имение Тяпина, владения в Минском, Лидском, Ошмянском, Виленском уездах. 1 ВЕД: Архивные акты свидетельствуют, что Василь Тяпинский участвовал в Инфлянтской войне с 1558 по 1563 год, а в 1567 году служил младшим офицером конной роты Оршанского старосты Филона Кмиты-Чернобыльского. 2 ВЕД: Довелось участвовать Василю Тяпинскому и в войне, которая шла между Московией и Ливонской конфедерацией за выход к Балтийскому морю. Зимой 1568 года Тяпинский участвовал в штурме Улы. Писарь Кмиты-Чернобыльского старательно записал: «Тoвapыш Bacилeй Tяпин нa шecть кoни, нa нeм пaнцep, шишaк, шaбля, гapкaбyз, кoнчep, сeкиpкa, пoд ним дpыкгaнт cив». 1 ВЕД: Также исследователи обнаружили, что в начале 1570-х годов Тяпинский жил в Вильне, состоял на службе у подканцлера Великого княжества Литовского Астафея Валовича, который поддерживал реформаторское движение, книгопечатание и просветительскую деятельность. 2 ВЕД: О Василе Тяпинском сохранилось немного сведений. Неизвестно, где он учился. Несомненно только, что человеком он был весьма образованным, эрудированным и прогрессивно настроенным. По своим взглядам Тяпинский был близок к Симону Будному. Вместе с ним он принимал участие в протестантских съездах, отстаивал права христианского государства вести справедливые войны против вражеских нашествий и тирании. 1 ВЕД: Об этом упоминает в одной из книг Симон Будный, который во многом разделял общественные и философские взгляды Василя Тяпинского. Оба белорусских просветителя решительно защищали национальные интересы народа, выступали сторонниками сохранения народных традиций, обычаев, культуры. Естественным продолжением просветительской деятельности Василя Тяпинского явилась организация в родовом имении Тяпино типографии. 2 ВЕД: Книгопечатание в те времена было много затратным и требовало немалых средств. И поскольку документальные записи тех далёких дней передают нам информацию о том, что в январе 1604 года, уже после смерти Василя Тяпинского, Полоцким городским судом рассматривалось дело о разделе между сыновьями и женой книгопечатника только имения Тяпино, другие имения были проданы, и за эти деньги Тяпинским и была открыта собственная типография. 1 ВЕД: Тяпинский называл свою типографию «убогой друкарней», имея в виду, скорее всего, ее скромные размеры и нехитрое типографское имущество. Видимо, это была небольшая мастерская, оборудованная наборной кассой и малогабаритным деревянным печатным станком. 2 ВЕД: Типография в имении Тяпино функционировала недолго - лет двенадцать-пятнадцать. После 1580 г. Василь Тяпинский по каким-то причинам прекратил издательско-типографскую деятельность. И о последующих годах его жизни ничего неизвестно (если не считать единичных эпизодов, связанных с судебными тяжбами; но эти эпизоды никакого отношения к типографским делам не имели). 1 ВЕД: Василь Тяпинский был настоящим патриотом своей страны. Главной жизненной целью он считал образование народа. Лучшим средством для подъёма образования и просвещения среди белорусского народа Тяпинский считал увеличение на родном языке книг – в первую очередь Святого Писания. (На экране демонстрируется Слайд 2 с изображением книги «Евангелие») 2 ВЕД: В 70-80 годах 16 века он приступил к переводу и печати на старобелорусском языке «Евангелия». Василь Тяпинский, переводя на старобелорусский язык, хотел доказать, что чтение Евангелия на его родном языке полезно не только с точки зрения изучения языка, образования, но и способствует повышению национальной позиции белорусов, национальной культуры и их самосознания. 1 ВЕД: До наших дней дошло одно-единственное издание Василя Тяпинского - «Евангелие» 1570 года, с Евангелием от Матфея и Марка, а также частично от Луки. Книга находится в Санкт-Петербурге в Российской национальной библиотеке и была найдено в рукописном сборнике ещё в 19 веке. «Евангелие» переплетено вместе с рукописным предисловием Василя Тяпинского. 2 ВЕД: «Евангелие» - издание не завершенное и представляет собой первую часть «Нового завета». В книге шестьдесят две страницы, напечатана она в две колонки (на церковнославянском и старобелорусском) со ссылками на литературные источники. Формат книги - приблизительно 300×200 мм. В ней более ста инициалов. Книга украшена наборным орнаментом. 1 ВЕД: Знаменитым памятником нашей средневековой литературы является предисловие к «Евангелию». Оно дошло до нас в рукописном виде, написано на шести листах. Это предисловие всегда приковывало к себе пристальное внимание исследователей разных специальностей — историков, филологов, книговедов. ЧТЕЦ: Есть книги - волею приличий Они у века не в тени. Из них цитаты брать - обычай - Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой - уж так заведено - Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. Они в чести. И не жалея Немалых праздничных затрат, Им обновляют в юбилеи Шрифты, бумагу и формат. Поправки вносят в предисловья Иль пишут наново, спеша. И - сохраняйтесь на здоровье, - Куда как доля хороша. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг... Случайно вникнув с середины, Невольно всю пройдешь насквозь, Все вместе строки до единой, Что ты вытаскивало врозь. (Твардовский А.) 2 ВЕД: Предисловие представляет собой оригинальный литературный памятник. Его строки пронизаны любовью к Родине и ее народу. В предисловии к «Евангелию» Тяпинский высказывает мудрые идеи о воспитании, призывает сохранять традиции и обычаи предков, родной язык. 1 ВЕД: Призывает открыть школы и обучать на белорусском языке. Василь Тяпинский убежденно утверждал, что обучать народ грамоте нужно только на родном языке, лишь в этом случае можно будет говорить о национальном самосознании. Это была позиция, которую наш земляк отстаивал, жертвую своим благополучием и даже жизнью. 2 ВЕД: Точная дата смерти Василя Тяпинского не известна, однако в архивных документах значится информация, что первопечатник был убит своими двоюродными братьями (по непонятным причинам) то ли в конце 1599 года, то ли в самом начале 17 века. 1 ВЕД: Духовный образ Василя Тяпинского продолжает жить среди нас. В ГУО «Тяпинская детский сад - средняя школа Чашникского района» есть музей знаменитого книгоиздателя, где проходят экскурсии, собрано много интересных экспонатов. 2 ВЕД: Здесь же 10 июня 1990 года на здании школы во время праздника по поводу 450-летия со дня рождения Тяпинского была открыта мемориальная доска. А на месте где, по всей видимости, находилось имение и бурлила просветительская деятельность, установлен памятный знак камень. (На экране демонстрируется Слайды 3,4 с изображением памятника Симону Будному и Василю Тяпинскому) 1 ВЕД: Одна из улиц города Чашники также названа в честь гуманиста и просветителя. В Минске во внутреннем дворике Белорусского государственного университета есть памятник в честь Василя Тяпинского, где он изображен сидящим на скамейке вместе со своим другом Симоном Будным. 2 ВЕД: Притягивающая, величавая и одновременно таинственная фигура нашего земляка, просветителя и книгопечатника Василя Тяпинского навсегда останется в сердцах благодарного белорусского народа. Хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением местного поэта Геннадия Юржица «Василю Тяпинскому». ЧТЕЦ: Ён ведаў: імя яго зноў уваскрэсне, Яго не змарнуюць стагоддзі і цвіль. На ніве асветы стаў вольнаю песняй Нашчадак Скарыны – асветнік Васіль. Яго не любілі паны і магнаты – За што ім любіць беларускіх сыноў? Ці ж многа бало іх, сапраўдных аратых, Якія да роднага неслі любоў? Не згасла любоў і не страціўся голас, Хоць часам на ніве быў страшны няўрод… На мове народнай спяліў ты свой колас, Яго зберажэ беларускі народ. Литература: 1.Василий Тяпинский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://maxbooks.ru/vasil.htm (дата обращения:05.04.2020 г.) 2.Василий Тяпинский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://probelarus.by/ (дата обращения:05.04.2020 г.) 3.Издание белорусского перевода Евангелия Василием Тяпинским [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://library.by/portalus/modules/belarus (дата обращения:05.04.2020 г.) 4.Кіндзяева, Н. …З народам і ўваскрэсну/ Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Чашніцкага раёна. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – С.84-92. 5.Кіндзяева, Н. Свята ў Цяпіне/ Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Чашніцкага раёна. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – С.471-473. 6.Цвяткоў, У. Загадка Васіля Цяпінскага /Грыніч, С. Васілёў камень. – Мн.: Выдавец Вараксін А.М., - 2007. – С.3-6. 7.ЧАРОПКО, В. «З зычливасти ку моей Отчизне». Василий Тяпинский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zviazda.by/ru (дата обращения:05.04.2020 г.) 8.Юржіц, Г. Васілю Цяпінскаму/ Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Чашніцкага раёна. – Мн.: Беларуская навука, 1997. – С.473. | |
Категория: СЦЕНАРНЫЕ РАЗРАБОТКИ | Добавил: olga (26.05.2020) | |
Просмотров: 909 |