Категории
"ТАЙНЫ ОКЕАНА" познавательно-игровая программа
Автор: Зиновик Нелли Петровна,
библиотекарь II категории филиала ”Новолукомльская детская библиотека“ Приоритетной деятельностью библиотек сегодня является не только комплектование фондов, создание электронных каталогов, введение новых методов обслуживания читателей, облегчающих работу при поиске нужной литературы, но и расширение видов культурно-досуговой и досугово-образовательной деятельности. Значимость любой библиотеки – в её востребованности. Для того чтобы оставаться интересными и нужными обществу филиал ”Новолукомльская детская библиотека“ осваивает новые эффективные формы работы. Главное условие любого успешного мероприятия – аудитория должна принимать активное участие, показывать свои знания, умения, фантазировать, проявлять себя и обязательно получать заряд положительных эмоций. Таким мероприятием в нашей библиотеке стала познавательно-игровая программа ”Тайны океана“. Целевая аудитория: дети младшего и среднего школьного возраста. Цель мероприятия: создание необходимых условий для всестороннего развития личности ребенка, его социальной адаптации; заинтересовать ребят библиотекой, что бы у них было желание приходить сюда снова и снова, познакомить с водным миром океанов и его обитателями. Задачи: прививать любовь к чтению, воспитывать читательскую культуру, развивать творческий потенциал ребят, раскрепощать посредством активных игр и творческих заданий. Море радости, задора, ощущение бесконечного счастья – таким стараются сделать мероприятие библиотекари. Площадка для проведения познавательно-игровой программы – читальный зал библиотеки, оформленный в соответствии тематикой мероприятия. Количество участников 11 человек. Действующие лица: Ведущий и пираты Зоркий глаз и Красотка Сью, которые вместе с участниками принимают участие в конкурсах, играх, соревнованиях. За каждый выигранный конкурс участники получают черные метки (жетоны). Побеждает тот, кто соберёт больше чёрных меток. Оборудование и технические средства: мультимедицный центр, столы, стулья, ширма. Музыкальное оформление: фонограммы шума моря; ”По морям, по волнам“ в обработке В. Мантулина; ”За тех, кто в море“ слова А. Макаревича, музыка А. Кутикова из репертуара группы ”Машина времени“. Наглядное оформление: зал украшен флажками, воздушными шариками, на ширме расположена географическая карта, выставка-знакомство ”Тайны, каким нет конца. Океан“; филворд ”Морской“, нарисованные буквы. Декорации, реквизит, атрибуты: пиратский корабль (сделанный из картона), географическая карта, игрушечные чемоданчики, две картонные коробки, кегли, бумажные рыбки, стилизованные удочки, пиратские флажки, воздушные шарики, тельняшки, банданы, игрушка попугай, большой пиратский флаг, ширма с двумя отверстиями, черные метки (жетоны). Под аудиозапись шума моря ребята заходят в зал, занимают места за столами, расставленными по периметру читального зала. Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня объектом нашего с вами внимания будет Океан. Именно так – Океан с большой буквы! Ведь он того достоин: почти три четверти всей поверхности планеты Земля это водная гладь. Хотя слово ”гладь“ не совсем подходит. На океанских просторах гуляют волны, бушуют шторма, их разрезают своими корпусами тысячи судов. Океан со всеми его морями и заливами полон жизни, о которой мы знаем далеко не все. Именно в нем, как считают ученые, эта жизнь зародилась, чтобы потом выплеснуться на сушу и завоевать ее. Красотка Сью: Ребята! Сколько всего на свете океанов? (Ответы детей). Океанологи делят Мировой океан на четыре океана: Атлантический, Тихий, Индийский и Северный Ледовитый. Любые границы между океанами достаточно условны. Самый большой – это Тихий океан. Есть у него и другое название – Великий океан. Его площадь вместе с морями составляет 178,6 млн. квадратных километров, а объем воды – 710 млн. кубических километров. В Тихом океане близ Марианских островов находится максимальная для Мирового океана глубинная отметка – 11022 метров. А еще в Тихом океане есть место не менее загадочное и зловещее, чем Бермудский треугольник, – Море дьявола. Моряки стараются обходить его стороной. Современные, оснащенные новейшим оборудованием суда пропадают здесь бесследно, а рыбаки отмечают, что в здешних водах нет ни дельфинов, ни китов. Зоркий глаз: А вы знаете, ребята, какой второй по величине океан после Тихого океана? (Ответы детей). Второй по величине на ЗЕМЛЕ после Тихого океана – это Атлантический океан. Он может похвастаться самым мощным из океанических течений – Гольфстримом. В водах Атлантического океана ведется промысел сельди, трески, морского окуня, тунца и другой рыбы. Вот и мы с вами сейчас будем ”ловить“ рыбу. Конкурс ”Рыболовы“. Ход игры. Участвуют 2 игрока, которые, будут соревноваться между собой. Каждому игроку предоставляется по удочке и по одинаковому количеству бумажных рыбок. По сигналу ”рыбаки“ начинают ловить рыбок. Игра продолжается 3 минуты. Побеждает тот, кто больше ”выловит“ рыб. Ведущий: Океан огромный дом, густонаселенный всевозможными живыми существами, от крохотного планктона до гигантских китов. Среди миллионов обитателей океанов встречаются и весьма удивительные существа. Дети, какое животное в океане самое опасное для человека? (Ответы детей). Как оказывается, это вовсе не акула. От медуз ”Морская оса“ погибло намного больше людей, чем от всех видов акул. Эта опасная медуза водится у берегов Северной Австралии. Диаметр ее зонта всего 12 см, но щупальца достигают в длину до 8 метров. В этих щупальцах содержится яд, аналогичный яду кобры. Человек погибает от него за 5 минут. Другой претендент на звание самого опасного морского животного – осьминог, живущий у побережья Австралии. Размеры его редко превышают 10 сантиметров, а яда в нем достаточно, чтобы убить 10 человек. Красотка Сью: Жизнь в океанах бурлит в пронизанных лучами солнца верхних горизонтах и торжествует в вечном мраке глубочайших скважин. Почему-то принято считать, что глубины океана – это царство молчания! Немые рыбы, похожие на камушки в своих раковинах моллюски, а голос океана – это только шум волн, шелест прибоя, крики чаек над водой. Но это не так. Звуки на морских просторах, в глубине океанских вод так же естественны, как и в джунглях, или в лесу. Просто не всякий их слышит. Очень разговорчивыми, оказалось, большинство видов китов. Песня горбатого кита (горбача) напоминает оперную арию, продолжительность которой может достигать получаса. Эта песня состоит из чередующихся вздохов, пронзительных криков и оглушительного рева. Такой концерт может иногда тянуться чуть ли не целые сутки. Конкурс ”Морская азбука“. Ход игры. Участвуют 2 игрока, которые, будут соревноваться между собой. Им выдаются буквы, с помощью которых надо составить как можно больше слов на морскую тематику за время, пока звучит музыка. Зоркий глаз: Ребята! Самым таинственным языком обитателей морских глубин можно считать язык дельфинов. В их ”речах“ есть и свист, и щелканье, и даже фырканье, как у кошек. Конкурс ”Морской филворд“. Ход игры. Для решения этой головоломки надо найти слова (на морскую тематику) в квадрате, заполненном буквами. Участвуют все желающие. Ведущий: Морских разбойников именуют пиратами. По-гречески оно означает ”искать свое счастье“. Причины, побуждавшие людей заниматься пиратством, были просты: все эти люди жили в крайней бедности. В древности нападение на чужие корабли и прибрежные города, захват добычи и людей и прочие разбойные деяния зачастую считались вовсе не презренным ремеслом, а вполне достойным мужским занятием, сравнимым с военными подвигами.
Капитаны кораблей, встретившись в море с пиратами, предпочитали потопить золотой груз вместе со своими кораблями, чтобы только он не достался морским разбойникам. И золотые слитки, изделия из золота и серебра, драгоценные камни исчезали в морской пучине, погружаясь на дно. Конкурс ”Затонувшие сокровища“. Ход игры. В конкурсе принимают участие две команды. Игроки каждой команды выстраиваются друг за другом в конце зала. В начале зала устанавливается ширма с двумя прорезанными отверстиями, а за ней разложены ”чемоданчики с сокровищами“. По сигналу, каждый участник команды по очереди должен добежать до ширмы, пролезть через отверстия, взять чемоданчик и так, пока все сокровища не достанут со дна морского. Побеждает команда, которая соберет больше всего чемоданчиков и справится с этим быстрее. Крошка Сью: Пираты совершали дерзкие налеты на корабли, крепости, и, захватив добычу, тут же скрывались за горизонтом. Конкурс ”Осада корабля“. Ход игры. В этом конкурсе участвуют две команды. Они выстраиваются друг за другом в конце зала. В начале зала выставляются ”пиратские корабли“ (коробки из картона) для каждой команды. Ребятам по очереди надо сбить кеглями эти ”корабли“. Выигрывает команда, у которой будет больше попаданий. Ведущий: Пираты после всех своих ”подвигов“ старались хорошо отдохнуть. Вот и мы с вами тоже отдохнем. А чтобы отдых был еще и полезным, давайте ответим на вопросы викторины ”Морская угадай-ка“. Викторина ”Морская угадай-ка“ Все желающие отвечают на вопросы викторины, которые задает ведущий. За каждый правильный ответ ребята получают черную метку. Вопросы и ответы викторины 1.Назовите самое большое животное в мире? (Кит) 2.Кого называют грозой морей? (Акула) 3.Самое умное животное морей и океанов? (Дельфин) 4.Кто автор литературного произведения ”Сказка о рыбаке и рыбке“? (А.С.Пушкин) 5.Какая рыба была приглашена в няньки к глупому мышонку? Назовите сказку и её автора. (Щука, С.Я. Маршак ”Сказка о глупом мышонке“) 6.Назовите имя знаменитого гусляра, побывавшего на дне моря-океана у морского царя? (Садко) 7.На чем совершил свое необычное путешествие капитан Врунгель? (Яхта ”Беда“) 8.Старший, по нечистой силе, который живет в воде? (Водяной) 9.Именем каких трех рыб названа харчевня в сказке А.Н. Толстого ”Золотой ключик“? (Харчевня ”Трех пескарей“) 10.У родителей и деток вся одежда из ”монеток“. О каких монетках, идет речь? (Рыбья чешуя) 11.Какие водные растения, живущие в океанах, вы знаете? (Водоросли красные и бурые, ламинарии, саргассы, коралловые рифы, морские дубы, морской виноград) Ведущий: У моряков существуют свои, только им понятные выражения. Им они нужны были для того, чтобы другие люди не могли понять, о чем говорят пираты. Вот и мы с вами попробуем расшифровать словарь пиратов. Конкурс ”Абракадабра“ В конкурсе принимают участие все желающие. Необходимо одним глаголом (словом) заменить выражения пиратов, которые зачитывает ведущий. Совать нос – вмешиваться Клевать носом – дремать Зарубить на носу – запомнить Унести ноги – убежать Надуть губы – обидеться И был таков – удрать Попасть впросак – попасть в неловкую, неудобную ситуацию Мозолить глаза – надоесть Ведущий: Сегодня мы только приоткрыли дверцу в тайны океана. А их тысячи. О них вы можете узнать из книг, которые есть в нашей библиотеке. Ну а теперь подведем итоги познавательно-игровой программы ”Тайны океана“. Список литературы: 1. Гуллер, Ю. Как найти клад / Юрий Гуллер // Детская энциклопедия. – 2022. – №6. 2. Гуллер, Ю. Океаны / Юрий Гуллер // Детская энциклопедия. – 2020. – № 10. 3. Малов, В. Острова сокровищ / Владимир Малов // Детская энциклопедия. – 2019. – № 10. 4. Малов, В. Подводные кладоискатели / Владимир Малов // Детская энциклопедия. – 2014. – № 9. 5. Малов, В. Тайны всех океанов / Владимир Малов // Детская энциклопедия. – 2000. – № 9. 6. Малов, В. Ученые под водой / Владимир Малов // Детская энциклопедия. – 2019. – № 3. 7. Сергеев, Б. Тайны океана / Борис Сергеев. – Москва : АСТ, 2022. – 255с. – (Простая наука для детей). 8. Шигин, В. Океан: тайны которым нет конца / Владимир Шигин // Детская энциклопедия. – 2011. – № 9. 9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Клады и сокровища. – Москва : АСТ, 1999. – 480 с., ил. | |
| Категория: СЦЕНАРНЫЕ РАЗРАБОТКИ | Добавил: svetlana (03.01.2024) | |
| Просмотров: 12 |




