Категории
”ПАМЯТЬ СКВОЗЬ ВЕКА“ встреча поколений
Автор: Маркина Елена Михайловна,
библиотекарь филиала ”Новолукомльская городская библиотека“ Актуальность
В 2025 году Беларусь отметит знаменательную дату – 80-летие Великой Победы над фашистской Германией. Тема Великой Отечественной Войны 1941– 1945 гг. была и будет всегда актуальна. Страна, победившая фашизм, должна помнить и чтить тех, кто перенёс все ужасы войны, шаг за шагом приближая День Победы. Время летит неумолимо. Многие свидетели тех лет не дожили до наших дней. Но и ныне вдовы и сироты, отцы и матери, братья и сестры тех, кто погиб на полях боевых сражений Великой Отечественной, несут в сердцах боль невозвратимой утраты. И память о павших в войне будет жить вечно, передаваясь от поколения к поколению. Это не только скорбь о погибших, это и гордость за величие совершенного ими подвига во имя Отчизны, ибо эти жертвы не были напрасны – без них не было бы Победы, не было бы нашего будущего. Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания. Цель Формирование патриотических чувств и любви к Родине, уважение к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны. Задачи Познакомить учащихся с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать чувства сострадания, сопереживания, непримиримости к войне. Развивать наглядно-образное восприятие исторического прошлого нашей Родины. Прививать интерес к чтению документальной исторической литературы. Показать на примерах жизни детей и взрослых, какие испытания выпали на их долю. Оборудование и технические средства Слайд-презентация ”Помнить, чтобы жить“, аудиозапись голоса Левитана, объявляющего начало войны, аудиозапись песни ”Спасибо вам, родные наши деды“ слова И.Жиганова, музыка О.Юдахина. Оформление Выставка-память ”И вновь цветёт победный 45-й“ (к 80-летию Великой Победы) Действующие лица: ведущие. Ход мероприятия 1. Ведущий. Здравствуйте, друзья! Течёт река времени. Минуло 80 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой дата 22 июня 1941 года осталась не просто роковым днём, но и рубежом, началом отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа. Помните! Через века, через года, – помните! О тех, кто уже не придет никогда, – помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной. Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны! Люди! Покуда сердца стучатся, – помните! Какою ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните! Песню свою, отправляя в полет, – помните! 2. Ведущий. Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили! Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили! Во все времена бессмертной земли – помните! К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните! Встречайте трепетную весну, люди земли. Убейте войну, прокляните войну, люди земли! Мечту пронесите через года и жизнью наполните!.. Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаем, – помните! 1. Ведущий. 9 мая – день нашей гордости, нашего величия, мужества и отваги. День нашей памяти. Мы в вечном долгу перед теми, кто подарил нам Мир, Весну, Жизнь. Пока мы будем помнить об этой войне – мы будем жить, будет жить наша Родина. И этот праздник будет самым светлым и радостным праздником на земле. 2. Ведущий. С каждым весенним праздником Победы всё дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны и участники Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. Что знает нынешнее поколение о тех страшных событиях? 1. Ведущий. Вы, сегодняшние девчонки и мальчишки, родились и выросли в мирное время. Никогда не слышали вой сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаете, что такое нетопленное жилище, холод, голод… Об окопах, атаках и контратаках вы можете судить только по кинофильмах, книгам, да воспоминаниям фронтовиков. Для вас война – история. Историю обязаны помнить и знать, чтобы не повторился кошмар 22 июня 1941 года. 2. Ведущий. А перед тем… всё было как обычно. В школах страны шли выпускные экзамены, многие были в летних отпусках, в пионерских лагерях и не знали, что часы отбивали последние минуты мирной жизни. 1. Ведущий. А впереди… Звучит аудиозапись голоса Левитана, объявляющего начало войны. Вероломно нарушив договор о ненападении, 22 июня 1941 года в 4 часа утра разом ударили тысячи орудий, и первые снаряды разорвались на нашей мирной земле. Война началась… Самая жестокая, самая кровопролитная из всех войн, какие знала история человечества. 2. Ведущий. 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная Война. Свыше 20 миллионов человеческих жизней были расстреляны, казнены, замучены, умерли от голода и холода. Если бы мы захотели почтить одной минутой молчания каждого погибшего – то человечеству пришлось бы онеметь на 20 миллионов минут или на 38 с лишним лет. 1. Ведущий. Беларусь приняла на себя первый удар мощной гитлеровской армии. Тысячи вражеских самолётов, орудий, миномётов нанесли удар по нашим войскам, городам, аэродромам, железнодорожным станциям. Слайд-презентация ”Мирное довоенное время“. 2. Ведущий. В тот страшный день земля рванула в небо. От грохота застыла в жилах кровь. Июнь цветастый сразу канул в небыль, И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь. Надели гимнастёрки и шинели Вчерашние мальчишки – цвет страны. Девчонки на прощанье песни пели, Желали выжить в грозный час войны. 1. Ведущий. Война, как ком, катилась по дорогам, Неся разруху, голод, смерть и боль. Осталось их в живых совсем немного, Принявших первый, самый страшный бой! В атаку шли за правду, за Отчизну, За мир, за мать с отцом, за добрый дом. Чтоб защитить от ужасов фашизма Права на жизнь, что рушилась кругом. 2. Ведущий. С особой жестокостью враг бомбил населенные пункты, в которых находились воинские гарнизоны. Первыми на территории Беларуси в бой с передовыми частями противника вступили пограничники 17-го Брестского погранотряда. 1. Ведущий. Гитлеровцы считали, что овладеют Брестом за несколько часов. Крепость сражалась 40 суток. Люди задыхались от пыли и гари, их мучила жажда… Но они сражались до последнего патрона. Погибая, последними усилиями выцарапывали на стене: ”Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина!“. 2. Ведущий. В первые дни войны погибли сотни тысяч мирных жителей Беларуси: дети, старики, женщины. Любого человека гитлеровцы могли расстрелять, повесить, сжечь. Кровь стыла в жилах при виде рядов виселиц, плача и крика обездоленных, лишённых родительского крова детей, слёз, умирающих от истязаний женщин и стариков. 1. Ведущий. К началу сентября 1941 года вся территория Беларуси была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками, установился жёсткий оккупационный режим. Свободолюбивый, мужественный народ поднялся на защиту своей Родины. Тысячи жителей городов и сёл вступили в ряды народного ополчения. Люди сражались, надеялись, верили, любили и ждали. 2. Ведущий. Во время Великой Отечественной войны Беларусь дольше других переживала вражескую оккупацию и принадлежала к числу наиболее пострадавших территорий. 1. Ведущий. Наша Чашникская земля познала все горести военных лет. За время оккупационного режима 7 тысяч уроженцев Чашникского района погибли или пропали без вести, 3,5 тысяч человек стали жертвами фашизма, более 1,5 тысяч угнано в рабство. 2. Ведущий. Во время войны были сформированы подпольные группы, партизанские бригады для борьбы с германскими оккупантами. Наша Чашникская земля гордится своими знаменитыми земляками, которые прошли все ужасы и испытания ВОВ. За проявленный героизм и мужество семь жителей района удостоены высокого звания Героя Советского Союза. 1. Ведущий. Это – Буткевич Леонид Владимирович, Демидов Василий Александрович, Ивановский Евгений Филиппович, Красник Иван Михайлович, Навицкий Евгений Гаврилович, Пшонный Сергей Фомич, Сурин Мартын Акимович, Бородавко Павел Егорович (кавалер ордена Славы). 2.Ведущий. Неоценим подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. И каждое подрастающее поколение не устанет вас благодарить, дорогие ветераны, за проявленное мужество и героизм, за мирное небо над головой. Слово предоставляется председателю Новолукомльского исполнительного городского совета Маляровой Елене Петровне. 1. Ведущий. Сколько лет над землёй пронеслось Со времён той победной весны... Седине ветеранских волос Мы сейчас поклониться должны. Всем, кто выстоял, выжил, кто смог От фашистов страну защитить, Всем вам низкий поклон, дай Вам Бог Долгую жизнь прожить! Слайд-презентация ”Юные герои – антифашисты“ 2. Ведущий. Да, война – это смелость, мужество, отвага, подвиг, но война также – это боль, смерть, страх. И, пожалуй, самое страшное на войне – это смерть детей. Война уничтожала детство: сжигала, расстреливала, мучила в концлагерях, убивала. В её кровавом круговороте погибли миллионы детей. А кто остался жить, испытали нечеловеческие страдания. Что помнят дети войны? Пожалуй, всё! 1. Ведущий. Дети войны могут рассказать, как умирали от голода и страха, как тосковали, когда наступало 1 сентября, потому что они хотели учиться, как теряли родителей, как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое хлеб. 2. Ведущий. Дети и подростки во время войны старались помочь взрослым на трудовом фронте. Часто к станкам вместо ушедших на фронт рабочих становились подростки. 1. Ведущий. Вместе со своими отцами и старшими братьями они встали на защиту Родины, активно включились в оборону страны. Они были разведчиками, агитаторами, проводниками, связистами, часто уходили в партизаны, многие из них принимали участие в боевых операциях. 2. Ведущий. Дети войны – это и малолетние узники фашистских концлагерей, тюрем, гетто и мест принудительного содержания. В Беларуси было создано более 260 лагерей смерти. 1. Ведущий. Трудно представить, через какие испытания узникам пришлось пройти и только немногим выжить. Голодные и изможденные заключенные содержались хуже скота, подвергались пыткам, унижениям, изнурительному труду, на них ставили антигуманные псевдонаучные эксперименты. 2. Ведущий. Людей сжигали, рвали собаками, закапывали живыми в землю, травили газом в ”душегубках“. Детей использовали в качестве поставщиков крови для тяжелораненых гитлеровских солдат. У детей систематически брали кровь для нужд госпиталей. ”выкачивали“ по 500 граммов за один раз. 1. Ведущий. Истязания, побои, виселицы, расстрелы, инфекционные эпидемии постоянно косили, как косой, ряды узников. День и ночь работали топочные костры по сжиганию человеческих трупов. Страшно представить, что из человеческой кожи изготавливали перчатки, дамские сумочки, бриджи, чехлы для ножей. 2. Ведущий. Человеческая жизнь каждого из узников висела на волоске и в любую минуту могла жестоко оборваться. Настоящий ад за двойной колючей проволокой, по которой шёл электрический ток высокого напряжения и под пристальным наблюдением вооружённых до зубов гитлеровцев, готовых в любую минуту на куски разорвать человеческое тело. 1. Ведущий. Безусловно, обо всех и обо всём не расскажешь. В нашем городе проживает 11узников фашистских лагерей: Братова Эмилия Васильевна, Долгая Ольга Ивановна, Зайцева Надежда Сергеевна, Костянко Любовь Павловна, Кравченко Зинаида Матвеевна, Кудрявцева Валентина Никифоровна, Ляшевич Николай Александрович, Петрова Евгения Константиновна, Стрельченко Тамара Никитична, Шаблов Владимир Фёдорович, Шевцова Ольга Егоровна, И один инвалид Великой Отечественной войны Андреев Владимир Григорьевич. 2.Ведущий. Сегодня у нас в гостях живые свидетели тех страшных событий – дети военного времени, малолетние узники фашистских концлагерей. Давайте предоставим слово и попросим рассказать историю нелёгкой судьбы. Слово предоставляется Братовой Эмилии Васильевне, малолетней узнице фашистских концлагерей. 1. Ведущий. Тяжёлые испытания выпали на долю и взрослых, и детей блокадного Ленинграда. Гитлеру хотелось захватить Ленинград. Он бросил на город отборные части, вооружённые лучшей военной техникой. Гитлер рассчитывал взять его сходу. Слайд-презентация ”Блокадный Ленинград“. 2. Ведущий. Кольцо вокруг Ленинграда замкнулось. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. Запасы продовольствия таяли с каждым днём. С осени 1941 года начался голод. 1. Ведущий. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. 2. Ведущий. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Хлеб – это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из мякоти, целлюлозы, добавляли опилки. 1.Ведущий. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до -40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы – город остался без света, и питьевой воды. 2. Ведущий. В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. 1. Ведущий. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. 2.Ведущий. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось и прямо в классе. 1. Ведущий. Смерть настигала людей везде – на улице, передвигаясь, человек падал и больше не поднимался; в квартире – ложился спать и засыпал навеки; часто жизнь обрывалась у станка. Хоронить было трудно. 2. Ведущий. По улицам, занесенным снегом, вереницей плелись люди и, напрягая последние силы, тянули саночки, на которых лежали покойники. Нередко, выбившись из сил, люди оставляли мертвых на полпути. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. 1. Ведущий. Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию – заводы продолжали работать и в таких условиях. 2. Ведущий. Промышленность города за 900 героических дней дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин. Подростки вместе с взрослыми работали на военных заводах, в тяжелых, порой невыносимых условиях, голодные, изнеможенные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. 1. Ведущий. Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни. Летом – водный, а зимой – ледовый путь, соединяющий Ленинград с ”большой землёй“ по Ладожскому озеру. 2. Ведущий. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. 1. Ведущий. 900 страшных дней город задыхался от вражеской осады. И только 27 января 1944 года кольцо блокады было прорвано, пришло долгожданное освобождение, радости граждан не было конца. 2. Ведущий. У нас в зале присутствуют свидетели того страшного времени. Жук Светлана Ивановна, Колос Валентина Тойвовна, Пискунова Тамара Андреевна. Слово предоставляется Пискуновой Тамаре Андреевне, блокаднице Ленинграда. 1. Ведущий. Сегодня, вспоминая участников войны, малолетних узников, жителей блокадного Ленинграда и всех тех, кому пришлось пережить войну, мы хотим передать слова благодарности за спасение нашего мира. 2. Ведущий. То, как вы мужественно пережили те страшные годы, будет вечным примером для подрастающего поколения. Давайте почтим память минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны. Минута молчания, звучит Метроном. 1. Ведущий. К сожалению, и сейчас продолжаются войны. Ведь не секрет, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки. 2. Ведущий. В мире, где каждый день СМИ в красках освещают теракты и вооруженные нападения, люди становятся черствыми. Лениво переключая каналы, мы смотрим на происходящее как на очередную постановку; нам уютно на своем большом диване верить, что нас ничто не коснется. 1. Ведущий. А ведь это не так! Весь мир вооружен до зубов, и одно нажатие кнопки может перевернуть наше теплое уютное болото повседневности. 2. Ведущий. А между тем, мы должны помнить! Не вспоминать изредка, украшая свою страницу в социальной сети георгиевской ленточкой, а помнить! 1. Ведущий. Помнить всех тех, кто так и не вернулся, помнить о слезах матерей, потерявших своих детей, помнить о тех, кто остался без близких людей, о пытках и голоде, о жестокости и смерти. 2. Ведущий. Война ведь – это не то, что было когда-то и больше не повторится. Война реальна и страшна. Поэтому давайте помнить! Давайте участвовать в этой жизни и менять ее к лучшему! Слайд-презентация ”День Победы“. 1. Ведущий. Давайте думать о ближних, уважать старших и преклонять колени перед оставшимися в живых ветеранами не только в Праздник 9 Мая, но и каждый день благодарить и помнить обо всех тех, кто отстоял мир и свободу от фашистов. 2. Ведущий. Мы ещё не раз вспомним о Великой Отечественной войне и будем вспоминать о ней впредь как о войне прошлой, но самой страшной и кровопролитной за всю историю человечества, чтобы такое больше никогда на Земле не повторялось. Это наказ и просьба к нынешней молодёжи. 1. Ведущий. Ваша задача – беречь мир, бороться за то, чтобы не гибли люди, не гремели выстрелы, не лилась человеческая кровь. Небо должно быть голубым, солнце – ярким, тёплым, добрым и ласковым, жизнь людей – безопасной и счастливой. 2. Ведущий. Слово предоставляется председателю городского совета ветеранов г. Новолукомля Хацкевич Анне Николаевне. 1. Ведущий. Уважаемые гости! Пусть каждый день в вашей жизни будет наполнен оптимизмом, свежими идеями и интересными встречами. Желаем вам, чтобы рядом всегда были близкие и друзья! Звучит аудиозапись песни ”Спасибо вам, родные наши деды“ слова И.Жиганова, музыка О.Юдахина. Учащиеся школ г.Новолукомля поздравляют гостей и вручают подарки. Список источников
| |
| Категория: СЦЕНАРНЫЕ РАЗРАБОТКИ | Добавил: svetlana (02.04.2024) | |
| Просмотров: 12 |




