Категории
"ХАТЫНЬ КРИЧИТ МОЛЧАНИЕМ СВОИМ" набат памяти
Автор: Иванова Наталья Вячеславовна,
заведующий отделом обслуживания и информации центральной районной библиотеки Актуальность. 80 лет со Дня Победы – важная дата для всего мира и, прежде всего, для Беларуси, ведь наша страна больше других пострадала в те страшные дни. Наши деды и прадеды отдали свои жизни за мирное небо над нашей головой. Святой День Победы всегда будет в нашей памяти.
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло 80 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Цель: познакомить с трагедией народов в годы Великой Отечественной войны на примере белорусской деревушки Хатынь – символа великой трагедии; воспитание патриотического чувства на основе материалов о войне. Задачи: - развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; - формирование умения оценивать исторические события, факты; - воспитание непримиримого отношения к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества; - способствовать нравственно-патриотическому воспитанию молодого поколения; - формирование патриотизма, чувства гордости за свою страну. Оборудование: стол для гостей; ноутбук; проектор; экран для демонстрации видеосюжетов. Оформление: выставка-экспозиция ”Память и боль белорусской земли“. Музыкальное и видео сопровождение: аудиозаписи: ”Прелюдия №5 для скрипки и фортепиано“ Д. Шостакович, ”Хатынь“ И. Лученок, ”Слёзы Хатыни“ Я. Жалвинский, ”Реквием“ В.А. Моцарт, ”Мелодия для флейты“ К. Глюк, ”Хатынь“ А. Новолоцкий; видеосюжеты ”Хатынь. Иди и смотри“, ”Сестры Хатыни – сожженные деревни“, документальный фильм ”И будет жить Хатынь“, видеоряд с архивными фотографиями и документальными кадрами времен Великой Отечественной войны, презентация ”История Хатыни“, фотографии мемориального комплекса ”Хатынь“, презентация ”Огненные деревни. Нельзя забыть“. Действующие лица: ведущие, жители сожженных деревень – сельская жительница, доярка, разведчик. Ход мероприятия Зал оформлен в темных тонах, на экране мультимедийного проектора демонстрируется видеоряд, в котором использованы архивные фотографии и документальные кадры времен Великой Отечественной войны. Видеопоказ сопровождается под произведение Д. Шостаковича ”Прелюдия №5 для Скрипки и фортепиано“. На сцену выходят ведущие. Ведущий 1. Здравствуйте, уважаемые присутствующие, гости! Каждый из нас знает – жизнь постоянно меняется, она наполняется событиями, переживаниями, впечатлениями: радостными и грустными, добрыми и печальными. Из отдельных человеческих судеб строится история народа, история страны. Ведущий 2. История Беларуси полна тяжелых и страшных страниц, но какие бы беды не приходили, они не могли сломить характер и силу духа нашего народа. Давайте мысленно пройдем по тропе истории Великой Отечественной войны, героическому подвигу нашего народа. Эта тема отзывается болью в сердцах многих людей, так как она оставила после себя осиротевших детей, покалеченные молодые судьбы, сожженные деревни и города, много невинных жертв. Идет время, но не стереть из памяти тяжелые годы войны. Ведущий 1. Есть в истории страны события, над которыми не властны ни времена, ни человек, ни повседневная суета. Память – это единственное, что остается с нами, и чем мы можем отблагодарить не вернувшихся с войны и погибших в годы военного лихолетья. Они погибли ради нас, ныне живущих, и теперь достойны вечной славы, вечной памяти. Память людская навсегда сохранит их подвиг. Ведущий 2. Мировая история не знает примеров такого целенаправленного геноцида, какой довелось пережить в годы Великой Отечественной войны, когда целым народам было предписано уничтожение, города стирались с лица земли и деревни сжигались дотла вместе с людьми. На экране проектора демонстрируются слайды презентации ”История Хатыни“ под музыку песни И. Лученка ”Хатынь“. Ведущий 1. 22 марта, скорбная дата – День памяти жертв Хатыни, маленькой белорусской деревни, которая значилась когда-то только на картах – десятиверстках. Мы собрались в этом зале на мероприятие – набат памяти ”Хатынь кричит молчанием своим“, чтобы почтить память погибших, чтобы вспомнить о великой белорусской трагедии времён Великой Отечественной войны. Музыка затихает. На экране демонстрируется название мероприятия - Набат памяти “Хатынь кричит молчанием своим”. Ведущий 2. На мероприятие мы пригласили гостей, давайте их поприветствуем: Полубинский Игорь Иванович, военный комиссар Чашникского района; Коваленко Валентина Владимировна, председатель Чашникской районной организации Белорусского общественного объединения ветеранов; Жерносек Виктория Владимировна, первый секретарь Чашникской районной организации Общественного объединения ”Белорусский республиканский союз молодежи“. На экране – демонстрация фотографий мемориального комплекса ”Хатынь“. Ведущий 1. Сегодня Хатынь знают во всем мире, само слово ”Хатынь“ стучит пеплом в сердцах миллионов людей. Хатынь стала символом безмерных испытаний белорусов, является олицетворением несколько сотен белорусских деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями. Хатынь – это суровая народная память. Хатынь – это безмерная людская скорбь… Ведущий 2. Солнечный мартовский день 22 марта 1943 года оказался последним для Хатыни. Жители деревни ничего не знали о том, что утром в 6 километрах от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. И ни в чем не повинным людям фашисты уже вынесли смертный приговор. Отряд карателей внезапно ворвался и окружил деревню, что мирно стояла в низине между песчаных холмов, в окружении задумчивого бора. Ведущий 1. Все население Хатыни – стариков, женщин, детей – выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Прикладами автоматов поднимали с постели больных, стариков, не щадили женщин с маленькими детьми и младенцами. Вера Яскевич несла на руках грудного младенца, бессловесный, он не мог спросить, куда мама идет, куда несет его. Он не видел, что мать словно окаменела, не видел ужаса в ее глазах. А ей казалось, что сынок все понимает, что он тоже чует неминуемую беду, потому так прижался к ее груди, притаился под платком. Звучит музыка ”Слёзы Хатыни“. На экране демонстрируется видеосюжет ”Сестры Хатыни – сожженные деревни“. Выходит чтец (стихотворение ”…Ах, горюшко, горе, сыночек родной!“ П.Голиковой). Чтец 1: Ах, горюшко, горе, сыночек родной! – Сухими губами шептала, – А может, не станут они над тобой Глумиться? Ты прожил так мало! Не видел, как вишня весенней порой, Как груша в саду расцветали; Не слышал, как трубно кричат журавли, Как годы пророчит кукушка, Не знаешь ты запахов талой земли И теплой коры на опушке; Ни разу еще не промчался верхом За ветром вдогонку в ночное, Не ел, согреваясь под осень костром, Печеной картошки с золою. Ну, хоть бы одни истоптал сапоги, Прочел бы хоть первую книжку… Ты слышишь, наш татка, приди, помоги! Спаси не меня – так сынишку. Ведущий 2. Нет! Никто не смог спасти маленького и еще 75 таких, как он. Восьмилетняя Лена Яскевич, заметив карателей на улице, через окно выскочила во двор. Вначале спряталась во дворе, а потом решила побежать в лес, чтобы предупредить отца. Вот уже и лес рядом, но ее заметили фашисты. Немецкие пули не смогли догнать девочку. Тогда один из фашистов бросился за ней, догнав, расстрелял на глазах обезумевшего от горя отца. Умерла Лена у него на руках. Он положил ее возле куста ракиты, а сам с топором ринулся на фашистов. Но тренированные профессиональные убийцы, скрутили Ивана Яскевича и поволокли к сараю… Ведущий 1. Две девочки – Мария Федорович и Юлия Климович чудом спаслись и доползли по серому весеннему снегу к лесу. Обожженных, еле живых их подобрали жители соседней деревни Хворостени. Однако девушкам спастись не удалось, так как и эту деревню вскоре постигла участь Хатыни. Ведущий 2. Все остальное население деревни оказалось в злополучном сарае, фашисты заперли двери, обложили здание соломой, облили бензином и подожгли. Деревянные стены мгновенно загорелись. В дыму задыхались и плакали дети, а взрослые пытались спасать их. Под напором десятков человеческих тел двери не выдержали и рухнули. В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать, а тех, кто пылающим факелом вырывался из огня, расстреливали в упор. В тот же день в эту жуткую братскую могилу легло еще 149 человек, которые заживо сгорели в огне. На экране демонстрируются фотоснимки выживших жителей деревни Хатынь. Ведущий 1. Хатынская земля омылась кровью, вздрогнула от людских страданий. Только двое мальчиков из тех, кто находился в амбаре, остались живы. Виктора Желобковича спасла смертельно раненая мама. Она крепко держала за руку семилетнего сына, и, падая, прикрыла его собой. Раненый в руку ребенок пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Так она дважды подарила сыну жизнь. Второй мальчик, двенадцатилетний Антон Барановский, был ранен в ногу разрывной пулей и гитлеровцы посчитали его мертвым. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень, а после войны ребята воспитывались в детском доме. Ведущий 2. Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии – 56-летний деревенский кузнец Иосиф Иосифович Каминский, который чудом выкарабкался из-под обломков пылающего сарая к умирающему, прошитому пулями сыну. Потеряв сознание, он уже не видел и не мог увидеть, как догорал сарай, как догорали в том сарае дети, догорали их отцы и матери, деды и бабушки. Догорала жизнь Хатыни. Ведущий 1. Обгоревший и израненный он пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел и своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса ”Хатынь – Непокоренный человек“, который в бронзе предстал с мертвым сыном на вытянутых руках. В этих его руках все – и грусть, и трагизм, и безграничная воля к жизни, которая дала белорусам возможность выстоять и победить... Демонстрируется видеосюжет ”Хатынь. Иди и смотри“. Ведущий 2. Сегодня ни на одной самой подробной карте не найти этой деревни, но густой автомобильный поток с утра до вечера мчит по Логойскому тракту, направляясь к лесной развилке с шестью огромными пепельно-серыми буквами – Хатынь. Исчезла Хатынь с лица земли, заживо сгорели ее жители. Но как памятник непокоренному народу, как вечная скорбь о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс ”Хатынь“. На месте сожженной деревни 5 июля 1969 г. был открыт Государственный мемориальный комплекс ”Хатынь“. Церемония открытия началась в г.Минске на площади Победы, откуда факел, зажженный от Вечного огня, был доставлен в ”Хатынь“. На многотысячном митинге, посвященном открытию мемориального комплекса, выступили свидетели хатынской трагедии – Иосиф Иосифович Каминский и Александр Петрович Желобкович. Решение об увековечивании сожженных деревень было принято ЦК КПБ в январе 1966 г., а в 1967 году коллектив архитекторов (Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин и скульптор С. Селиханов) приступил к созданию мемориального комплекса. Увековеченная в мемориале ”Хатынь“ история одной деревни показывает трагедию всего белорусского народа, оставляя глубокие впечатления у каждого, кто посещает памятное место. Главная идея – напомнить всем о страданиях, выпавших на долю мирных людей, и подчеркнуть ценность сохранения мира. Государственный мемориальный комплекс ”Хатынь“ включен в список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Ведущий 1. Комплекс имеет планировку бывшей деревни и состоит из отдельных фрагментов. В центре возвышается бронзовая скульптура непокоренного человека с убитым мальчиком на руках. Справа от скульптуры увековечено место сожжения хатынцев. Черные гранитные плиты символизируют обрушившуюся крышу сарая, образно рассказывают о разыгравшейся трагедии. Клинообразная дорога из белого мрамора, напоминает о последнем пути жителей Хатыни. На месте каждого из 26 сгоревших домов лежит первый бетонный венец сруба, а внутри – обелиск в виде печной трубы, увенчанный колоколом, а на обелиске – мемориальная плита с фамилиями и именами заживо сожжённых жителей деревни. Ведущий 2. Трогает душу каждого наказ мертвых к живым, выбитый на братской могиле из белого мрамора: ”Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!“ Ведущий 1. Особенно волнует сердце открытая перед каждым домом калитка, которая словно ожидает своих хозяев. Но они не вернутся сюда никогда. Вместо них нескончаемым потоком идут и идут люди, чтобы поклониться праху погибших. Грустно и вместе с тем величественно, днем и ночью, в ветер и непогоду, 26 колоколов звонят над бывшей деревней. Звучит музыка А. Новолоцкого ”Хатынь“. Выходит чтец (стихотворение А. Вертинского ”Хатынь“). Чтец 2: Хатынь! Хатынь! Хатынь! Я слышу, Как набатом боль стучится. Мороз по коже. Стой! Замри! Застынь! И как же это всё могло случиться?! Живыми уходили в мир иной... Людей безвинных жгли с домами вместе. И объяснить все это лишь войной Я не могу, когда стою на месте, Где каждый сантиметр земли вопит От горя и от боли нестерпимой,– Он кровью человеческой полит... Кто будет там – не проходите мимо! Постойте, скорбно голову склонив, Послушайте, как ветер плачет... Стонет! В краю лесов и плодородных нив Колокола звонят... Их эхо стонет В высоком поднебесье. Стой! Застынь! Перед тобой – ХАТЫНЬ! Ведущий 2. Завершает мемориал площадь Памяти, в центре которой растут 3 березы, символизирующие жизнь. А на том месте, где могла бы быть четвертая, молча полыхают багровые языки пламени вечного огня. Ведущий 1. Со дня открытия мемориала тысячи людей побывали в Хатыни, но людской поток к этому священному месту не прекращается никогда. Сюда идут те, кто был осужден немецким фашизмом на смерть, кто был осужден не родиться, но отстоял свое право жить. Сюда приезжают многие люди, которые хотят душой и сердцем почувствовать боль трагедии, чтобы осознать ужасную жестокость, которую приносит с собой война. Звучит музыка В.А. Моцарта ”Реквием“. Выходит чтец (стихотворение И. Яненсон ”Вечная Память“). Чтец 3: Солдатом быть в войну не так уж просто: Нужны отвага, смелость и расчёт, Но можно обойтись и без геройства, Чтоб заслужить и славу, и почёт. Командуют тобою командиры, Ты на своей земле, среди ”своих“, С врагом воюешь честно, что есть силы, Чтоб мир настал в твоих краях родных… Но как же быть, когда душе пречистой Страна родная тоже дорога, А ты теперь зависишь от фашистов, И дом твой, и семья – в тылу врага? Что делать, как спасти детей от смерти, Когда ты загнан, как и все, в сарай? Фашисты, будто в преисподней – черти, Смеясь, кричат по-русски: ”Поджигай!“ И ты вдруг понимаешь, смерть от дыма Милее, чем от жаркого огня, Тогда ты шепчешь детям: ”Ваня, Дима, Дышите и не прячьтесь за меня“. Сквозь страх и помутневшее сознанье Ты слышишь крики, ощущаешь жар… Последнее, что видишь – это пламя… И сыновей, что задушил угар. Жизнь кончена. Остался серый пепел. Печные трубы. Кладбища кресты. Дождливой тучки деликатный лепет С далёкой поднебесной высоты. Осталась наша боль. И наша память О каждом из погибших на войне. Им памятники ставим и стихами Их поминаем в горькой тишине. Ведущий 1. В этой памяти много боли и страданий, в ней трагический исторический опыт. Это факт: Вторая мировая была не просто войной, она стала планомерным истреблением нашего народа. Слово для выступления предоставляется военному комиссару Чашникского военного комиссариата Игорю Ивановичу Полубинскому (выступление Полубинского И.И.). Спасибо Игорь Иванович. Демонстрируется презентация ”Огненные деревни. Нельзя забыть“. Ведущий 2. Страшную судьбу Хатыни, когда от деревни остается только пепел, повторили в Беларуси и другие деревни. Так, на территории Чашникского района было сожжено 2440 дворов, полному и частичному уничтожению подверглись 187 населённых пункта. Сожжены деревни: Двор Слидцы, Яриново, Вишенки, Асташово, посёлок Беларусь и другие. Утром 9 мая 1943 года вместе с жителями трагически погибла д. Стайчевка. Там были расстреляны все 26 мирных жителей и все 10 домов сожжены. В сентябре 1943 года сожжена д. Красное Утро. 4 деревни занесены в списки мемориального комплекса ”Хатынь“. Это деревни Стайчевка, Вишенки, Краснолуки, Лукомль. Ведущий 1. Особенно трагичной была судьба д. Вишенки. 9 марта 1944 года гитлеровские каратели сожгли ее вместе с жителями. 114 человек приняли здесь мучительную страшную смерть. Ведущий 2. В акте, подписанном заместителем комбрига по разведке партизанской бригады ”Дубова“ Маркевичем Чрезвычайной Государственной Комиссии при СНК СССР отражено, что помимо сожжения населения, было угнано в неизвестном направлении 19 мужчин в возрасте 51 – 76 лет, которые были утоплены в р. Ульянка, недалеко от д. Коровичи. Ведущий 1. Сейчас на месте д. Вишенки расположен мемориальный комплекс ”Вишенки“, который был открыт в 1984 году. Памятник, который расположен в центре экспозиции данного комплекса никого не оставит равнодушным: печаль навсегда осталась в глазах женщины. С ненавистью смотрит старик. Между ними девочка от ужаса прижала руки к груди. Такой вид имеет центральная часть мемориала жертвам фашизму на месте сожжённой деревни. Деревню Вишенки, сожжённую в Чашникском районе, называют родной сестрой Хатыни. Демонстрация фотографий мемориального комплекса Вишенки. Звучит музыка К. Глюка ”Мелодия для флейты“, под которую выходят участники театрализованного выступления – жители сожженных деревень Чашникского района. Сельская жительница: Заметив карателей, моя мать сердцем почувствовала беду и велела мне бежать в лес. Когда я вернулась, Вишенки догорали. Но родной дом, крайний в деревне, огонь не зацепил. Все здесь осталось по-прежнему, даже чугунок с картошкой не успел остыть. Только никогда уже не будет мамы, которая приготовила этот ”горький“ обед и которой я дважды обязана жизнью... Доярка: Тогда чудом я спаслась от смерти. В скульптуре испуганной девчушки я увидела себя. Тот ужасный день запомнился мне во всех подробностях. Когда начали стрелять, я выбежала из дома и бросилась к своей тетке. Сидя в ее доме, видела, как фашисты гнали по дороге малых деток, женщин, стариков. Я крепко прижала к себе двоюродных братика и сестренку. К нам ворвались немцы и приказали выходить на собрание. Больше не появлялись. Мы решили никуда не идти. Когда там, на холме, где стояли два дома Шумановичей и Петуховых (в них и сожгли людей), немцы закончили свое черное дело, они еще раз прошлись по деревне. Заглянули и к нам. Один из них прямо с крыльца начал с автомата стрелять в нас, а потом в тетю, которая стояла у стены и, ломая руки, дико кричала ”Паночки, что же вы делаете, не трогайте, паночки“. Потом направилась к немцу, а он наставил на нее автомат. Меня ранило в ногу, осталась жива только потому, что заслонили своими тельцами братик и сестренка, которых я держала на руках. Потом немцы бросили мне на ноги солому и зажгли ее, а сами вышли на задний двор и стали смотреть, чтобы никто из нас не выбежал из дома. Когда они отошли от дома немного дальше, я встала и, превозмогая боль, выскочила из горящего дома... Разведчик: За много верст я увидел клубы дыма над Вишенками. Вместе со своим друзьями, забыв об опасности и нарушив приказ, бросился в родную деревню, где только накануне навестил жену и двоих маленьких сыновей. Нашел там только угли и пепел... В доме, где я родился, погибли вместе с односельчанами мои родители и сестра. Никогда мне не забыть горе и боль тех времен. Демонстрируется видеосюжет ”Вишенки. Сестра Хатыни“. Звучит музыка из кинофильма ”Баллада о Бомбере“. Ведущий 2: Великая Отечественная война стала для белорусов временем непреходящей скорби. Многие наши земляки пали в боях, сгорели в огне Хатыни, погибли в концлагерях. Многие из них не успели создать семьи, не узнали счастья отцовства или материнства. И именно потому память о них и благодарность им никогда не должны померкнуть у нас, их потомков, живущих под мирным небом, строящих современную Беларусь и с оптимизмом смотрящих в завтрашний день. Реализация в суверенной Беларуси государственной исторической политики является одним из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны. По сути это – стратегия самосохранения, инструмент противодействия историческому и политическому хаосу. Трагедия Хатыни – один из тысяч фактов, свидетельствующих о целенаправленной политике геноцида по отношению к населению Беларуси, которую осуществляли нацисты на протяжении всего периода оккупации во время Великой Отечественной войны. Демонстрируется видео презентация книг ”Геноцид белорусского народа“. Выходит ведущий 3. Ведущий 3. История Беларуси полна тяжелых и страшных страниц, но какие бы беды не приходили, они не смогли сломить характер и силу духа нашего народа. Вдумайтесь: оккупанты и их пособники-полицаи сожгли 9 200 белорусских деревень. Из них более пяти тысяч – вместе с жителями. И мы знаем с чего это все начинается: с идей расового и генетического, любого другого превосходства одних народов над другими, с разделения на высших и второстепенных. Страшно то, что эти теории и сегодня находят своих приверженцев во всем мире. Но, слава богу, фашистская идеология чужда нашим белорусам, чья генетическая память стала настоящим национальным иммунитетом. С 2020 года длится расследование уголовного дела по факту геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Результаты данного процесса – не тайна за семью печатями: каждый желающий может ознакомиться с текущими результатами работы криминалистов, поисковиков и других компетентных специалистов. Причем обращаться с запросами в Министерство юстиции Республики Беларусь ни к чему. Каждый может сделать это в наглядной, максимально познавательной форме – благодаря изданию ”Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти“ которая вышла в издательстве ”Беларусь“ в конце 2022 года, под общей редакцией Генерального прокурора Андрея Шведа. Уникальный сборник, в нем представлены новые и ранее неизвестные сведения о фабриках по истреблению людей. К слову, это уже вторая книга серии ”Геноцид белорусского народа“. В издании представлены новые и ранее неизвестные широкой общественности сведения о лагерях смерти на территории БССР в период нацистской оккупации. В него включены материалы уголовного дела о геноциде населения Беларуси в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, архивные материалы, а также информация из трудов отечественных и зарубежных ученых. Настоящая книга – сборник информационно-аналитических материалов, в котором представлены полученные в ходе расследования уголовного дела о геноциде сведения о местах массового содержания и истребления людей на территории БССР в годы Великой Отечественной войны. Это очередное из планируемых к публикации изданий, основанных на предварительных результатах следствия. В книге подобраны материалы, которые демонстрируют истинные планы нацистской Германии по тотальному истреблению и порабощению белорусского народа посредством лагерей смерти. Приведены доказательства о фактах массового истребления населения БССР, в том числе конкретные архивные документы, с содержанием которых может ознакомиться читатель. Читателю приведены конкретные примеры некоторых видов мест массового содержания и истребления людей, действовавших в годы оккупации на территории БССР, среди которых концентрационные лагеря, лагеря уничтожения, детские лагеря, гетто, лагеря для военнопленных и других. При подготовке информационно-аналитических материалов использованы полученные следственной группой Генеральной прокуратуры доказательства из уголовного дела о геноциде, в том числе документы и фотографии архивных фондов Республики Беларусь и Российской федерации, показания бывших узников лагерей смерти, их родственников. Публикуемые в книге материалы позволяют оценить настоящие масштабы геноцида, осуществленного нацистскими преступниками и их пособниками в отношении жителей БССР посредством функционирования мест массового содержания и истребления людей. Издание предназначено для широкого круга читателей: должностных лиц государственных органов и организаций, историков, научных и музейных работников, исследователей, преподавателей и учащихся учреждений высшего и среднего образования, а также всех тех, кто интересуется историей Беларуси. Приведенные в книге примеры лагерей смерти – очередное доказательство системности нацистских преступлений и их нацеленности на тотальное истребление жителей БССР. На каждой странице – факты о тысячах людей, хладнокровно убитых гитлеровскими палачами и их приспешниками, заживо сожженных стариках, женщинах детях, сломанных судьбах целых семей. Это лишь малая часть собранных по уголовному делу доказательств геноцида. Расследование уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период продолжается… Ведущий 1. Говорят, что если объявить минуту молчания о каждом погибшем во время Великой Отечественной войны – мир молчал бы 50 лет. Только вдуматься: пятьдесят лет тишины и глубоких размышлений о произошедших преступлениях против жизни и человечества! Ведущий 2. ”Время замерло…Стынет гранит… Наступает минута молчанья. И со мною огонь говорит – Голос памяти… Голос печали…“ Минутой молчания – помянем всех тех, кто ушел в вечность в далеких от нас белорусских деревнях. Вечная память вам, невинно убиенные жертвы фашизма! Звучит аудиозапись метронома. Проходит минута молчания. Ведущий 1. А сейчас предлагаем вашему вниманию документальный фильм, посвящённый сожжению д. Хатынь. Демонстрируется документальный фильм ”И будет жить Хатынь“ о сожжении Хатыни. Ведущий 2. ”В этом пламени – наша судьба. Наши песни и юность седая. Над землёй колосятся хлеба, Над землёй журавли пролетают…“. Ведущий 1. На этом мероприятие, посвящённое 80-летию со дня трагедии в деревне Хатынь и её кровных сестёр, объявляется закрытым. Спасибо за внимание. Список источников:
| |
| Категория: СЦЕНАРНЫЕ РАЗРАБОТКИ | Добавил: svetlana (25.02.2025) | |
| Просмотров: 14 |




