Категории
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОДЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Об изменениях в Кодексе Республики Беларусь об образовании
Законом Республики Беларусь от 14 января 2022 года № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь» утверждена новая редакция Кодекса об образовании (далее – кодекс). Документ включает более 200 изменений и более 12 новых норм. Включено 17 новых статей – их теперь 297. Законом определяются основы государственной политики в сфере образования, закрепляются положения, направленные на повышение эффективности, качества и доступности образования, с учетом тенденций развития современного образовательного пространства и практики применения действующего кодекса. В кодексе установлены те принципы, которые остаются незыблемыми для системы образования: доступность, качество образования, социальные гарантии, и добавляются еще два новых принципа – инклюзии в образовании и обязательности общего среднего образования. Обновления касаются как общих вопросов совершенствования системы образования и организации образовательного процесса, так и требований ко всем участникам процесса, а также социальной защиты и поддержки обучающихся и выпускников. В обновленном кодексе предложено иное определение самого образования. Его целью становится не только разностороннее развитие личности обучающегося, но и формирование у него компетенций, под которыми понимаются способности осуществлять деятельность в соответствии с полученным образованием. Для упорядочения работы частных учреждений дошкольного и общего среднего образования заложена возможность финансирования части расходов таких учреждений за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке, определяемом Правительством. Упорядочены наименования учреждений образования. В дошкольном образовании вместо нынешних шести остается три вида: детский сад, санаторный детский сад и дошкольный центр развития ребенка. Уйдут в прошлое учебно-педагогические комплексы «детский сад-начальная школа», «детский сад-базовая школа, «детский сад-средняя школа». Чтобы сделать простыми и понятными для всех наименования учреждений образования, они будут называться начальными, базовыми и средними школами и им будет предоставлено право реализовывать образовательную программу дошкольного образования. Вводится единое наименование учреждений профессионально-технического и среднего специального образования – колледж. Остаются три вида учреждений высшего образования: институт, академия (консерватория), университет. Дистанционное обучение в кодексе закрепляется как самостоятельная форма получения образования, устанавливается возможность реализации образовательных программ посредством сетевой формы взаимодействия между учреждениями образования. Местным исполнительным и распорядительным органам и иным учредителям переданы полномочия по установлению или изменению норм наполняемости групп и классов. Дисциплина и ответственность. Предусматривается прекращение образовательных отношений с обучающимися, которые привлечены к административной ответственности за однократное совершение грубого административного правонарушения или привлечены к уголовной ответственности. Со студентов, не посетивших учебные занятия в соответствии с их расписанием, за проведение повторных учебных занятий вне учебной группы и за ликвидацию академической задолженности может взиматься плата. В кодекс введено понятие «конфликт интересов педагогического работника». Это ситуация, когда у педагога возникает заинтересованность в получении какой-либо выгоды, противоречащая интересам обучающихся или их родителей. Например, если ученик не сумел усвоить тему на уроке, а вместо поддерживающих занятий учитель предлагает свои услуги репетитора. К обязанностям родителей отнесено обеспечение выполнения их детьми требований учредительных документов и правил внутреннего распорядка для обучающихся. Родителям в законопроекте дано право на получение информации о ходе и содержании образовательного процесса, методах обучения и воспитания, результатах учебы детей, но в порядке, определяемом руководителем учреждения образования с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей обучающихся. Педагогическую деятельность не смогут осуществлять лица, имеющие медицинские противопоказания. В связи с этим установлена обязанность педработников проходить обязательные медосмотры. Дошкольное образование. С принятием новой редакции кодекса появилась возможность получать дошкольное образование на дому. Такое образование у нас в стране не является обязательным, поэтому в предыдущей редакции документа не учитывалась возможность получить его на дому детям, которым по медицинским показаниям нельзя было посещать сады. Для устранения подобных ограничений и была введена новация. Уже к началу предстоящего учебного года будет разработано соответствующее нормативное правовое обеспечение. Кроме того, сохранится возможность получения дошкольного домашнего образования в сочетании с занятиями в детских садах. Впервые в кодекс введена норма о возможности реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в дошкольных учреждениях. Она позволит проводить в учреждениях кружковые и иные виды работ для развития способностей воспитанников. Это существенно расширит спектр предоставляемых услуг, в том числе и на платной основе, максимально удовлетворить запросы разных категорий родителей. В число приоритетных направлений деятельности дошкольных учреждений также входит обеспечение здоровьесберегающего процесса на основе межведомственного взаимодействия. Общее среднее образование. В новой редакции кодекса предусматривается всеобщее получение общего среднего образования (в настоящее время общего базового образования). Продолжать обучение в 10-м классе будет не обязательно. Как и ранее, выпускники 9-го класса общее среднее образование смогут получить как в ходе дальнейшей учебы в школе, так и в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. По заявлению одного из законных представителей ребенка и на основании решения педагогического совета руководитель учреждения образования сможет принять в 1-й класс ребенка, которому шесть лет исполняется до конца календарного года. В настоящее время в 1-й класс зачисляют детей, которым шесть лет исполняется к 1 сентября. В 10-й класс гимназии – по конкурсу. По просьбе педагогического сообщества и учащихся в новой редакции предусмотрен конкурсный отбор в 10-е классы гимназий. Конкурсный прием будет осуществляться по среднему баллу свидетельства об общем базовом образовании и отметок по предметам, которые ребенок будет изучать на повышенном уровне. При этом документы на конкурс смогут подавать не только «родные» учащиеся гимназии, но и все желающие. Учащиеся, которые завершили обучение в 4-м классе гимназии, имеют право продолжить его там же в 5-м классе без вступительных испытаний. Изменена продолжительность учебного года – с 1 сентября по 31 августа (в прежней редакции кодекса – с 1 сентября по 1 июня). Образовательный процесс – это обучение и воспитание. В период летних каникул воспитательная работа в учреждениях образования не прекращается. Учителя работают, действуют детские лагеря, проводятся воспитательные мероприятия. Предусмотрена возможность проведения факультативных занятий в шестой школьный день с учащимися 5-11 классов (ранее они проводились только в 9-11классах). Теперь факультативные занятия можно перенести на субботу, тем самым снять часть этой нагрузки в будние дни. Это даст возможность более рационально распределить учебное время, а у детей появится возможность не только посещать кружки и секции, вести здоровый образ жизни, но и активно участвовать во внутришкольных мероприятиях. Увеличен срок получения специального образования на уровне общего среднего для людей с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении специальной школы, а также в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В предыдущей редакции кодекса срок составлял 9 лет, после вступления в силу обновленного – 10 лет. Еще один важный момент, который изложен в обновленном документе. Так, выпускники учреждений общего среднего образования будут сдавать итоговые испытания в форме централизованного экзамена. Уже определено, что этот национальный экзамен у выпускников будет по двум предметам –русскому или белорусскому языку, а также математике. В связи с этим с 2023 года поступление в учреждения высшего образования будет осуществляться на основании сертификатов централизованного экзамена, результатов централизованного тестирования и среднего балла аттестата. Это существенно сократит нагрузку на учащихся 11-х классов, а также повысит ответственность учителей за результаты своей работы. Дополнительное образование. Появляется новый вид дополнительного образования – одаренных детей и молодежи на базе Национального детского технопарка. Высшее и среднее специальное образование. Претерпела изменение и структура высшего образования. В учреждениях высшего образования можно будет получить общее высшее образование (4-4,5 года – бакалавриат с присвоением квалификации и степени «бакалавр»), углубленное высшее образование (1-2 года – магистратура, направленная на подготовку специалистов для научно-инновационной сферы и системы образования с присвоением степени «магистр»). По наиболее сложным специальностям (подготовка врачей, специалистов для ядерной энергетики и др.) предусмотрена непрерывная образовательная программа со сроком обучения 5-6 лет. Сокращен срок получения профессионально-технического образования: на основе общего среднего образования в дневной форме он составит от шести месяцев до одного года (сейчас — от года до двух лет). С учетом новой редакции кодекса разработаны правила приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования. Без экзаменов будут принимать победителей университетских олимпиад и выпускников Национального детского технопарка. Раньше такой возможности у ребят не было, и они шли на общих условиях. С 2022 года появились льготы при поступлении в учреждения высшего образования выпускникам классов спортивно-педагогической и военно-патриотической направленности, детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших) или ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей. С 2023 года зачисление по всем специальностям в учреждения среднего специального образования будет осуществляться по результату конкурса среднего балла аттестата. В учреждения высшего образования с 2023 года можно будет поступить на целевую форму получения образования без централизованного тестирования и централизованного экзамена, а только по результатам внутреннего вступительного экзамена по профилю предмета. Будет также учитываться средний балл аттестата. Социальная защита и поддержка. Особое внимание в кодексе уделено социальной защите обучающихся и выпускников. Действующие нормы дополнены. Так, выпускникам, обучавшимся на платной основе и обратившимся за направлением на работу, будет предоставляться статус молодого специалиста. Вводится трудоустройство в счет брони для детей сиротской категории и лиц с особенностями психофизического развития, получивших профессиональное образование. Таким выпускникам вместе с документом об образовании будет выдаваться свидетельство о направлении на работу на забронированное рабочее место. Кроме того, расширяется сфера применения целевой подготовки для организаций, расположенных не только в малых населенных пунктах и на загрязненных территориях, но и в иных населенных пунктах, предусматривается функционирование на уровне профессионально-технического и среднего специального образования колледжей, на уровне высшего образования – университетов, академий и институтов. Вводится норма о возмещении в бюджет средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего организациями – заказчиками кадров (в случае необоснованного отказа в приеме на работу выпускника) и нанимателями (в случае незаконного увольнения молодого специалиста). | |
Категория: ДЕНЬ ИНФОРМИРОВАНИЯ | Добавил: olga (16.08.2022) | |
Просмотров: 222 |